fbpx

Самые первые автомобили. Какими они были?

2 min


B 1997 г. по дорогам нашей планеты ездило почти 500 млн легковых автомобилей. А 200 лет назад их не было совсем. Вернее, они только начали появляться. Первые, неуклюжие и совсем не похожие на те, которые мы во множестве видим сейчас на улицах современных городов.

Слово «автомобиль» переводится как «самодвижущийся» (от греч. «аутос» «сам» и лат. mobilis — «подвижный»). Автомобиль это колёсная машина для перевозки людей и грузов, снабжённая механическим двигателем.  Именно механическим, потому что лошади, ослики, верблюды, ездовые собаки и другие животные — это «мускульные двигатели». И неудивительно, что первые автомобили  назывались просто безлошадными экипажами.

Так когда же мир увидел первый автомобиль и кто его сконструировал?

Паровой экипаж Ньютона

  • Длина: около 4 м
  • Вес: около 600 кг
  • Количество мест: 2
Паровой экипаж Ньютона1
Подтверждений о существовании этого парового экипажа пока не найдено, сохранились только схемы чертежи в рукописях великого ученого.
Паровой экипаж Ньютона
Паровой экипаж Ньютона/Демонстрация движения.

Исаак Ньютон, великий английский ученый (1643 — 1727).

Английский физик и математик Исаак Ньютон хорошо известен во всем мире. Закон всемирного тяготения — это его открытие. Однако не все слышали, что в 1680 г. в Ньютон описал экипаж, который мог передвигаться благодаря силе пара.

На 4-ёх колёсную тележку устанавливался паровой котёл с подвижным соплом, которое смотрело против движения. Это все можно было назвать современной ракетой (вообразите, в XVII веке!), только поставленной на тележку. Данный котел нагревался до определенной температуры, после чего из сопла начинал выступать пар, и эта сила должна была толкать паромобиль вперёд. Напор пара должен был быть очень сильным, чтобы толкать тележку, допустим, с грузом или пассажирами.

Не известно, была ли построена реактивная тележка Ньютона, сохранились только чертежи в трудах великого учёного.

Но, по заверениям самих англичан — паровая тележка Ньютона существовала и была вполне реальной.

Паровик Фербиста

Фердинанд Фербист в 1678г. изготовил паровую «самобеглую тележку» для сына китайского императора.

Почти 350 лет назад при дворе китайского императора служил бельгийский учёный монах Фердинанд Фербист. Итак, в 1678 г., его посетила идея, прикрепить на павозку котёл, из которого выходил пар направленный на колесо с лопастями. Котел соответственно нагревался толкал лопасти, и телега начинала движение.

Одна задача была решена, телега ехала, но теперь ее нужно было научить поворачивать, что в последствие было решено с прикреплением 5-го колеса. Длина данного изобретения была всего 60 см и служила лишь игрушкой для сына императора. Тем не менее это считается первым использованием паровой машины для вращения колёс так называемого автомобиля.

Кстати, в паровом автомобиле Ньютона был применен иной способ движения, чем у Фербиста. Также, как и у паровика Фербиста, так и паровика Ньютона задний ход отсутствовал.

Паровая телега Кюньо

  • Длина: около 6.5 м
  • Вес: около 2500 кг
  • Количество мест: 2
  • Мощность двигателя: 2 л.с.
  • Скорость: 4 км/ч
Паровая телега Кюньо
Несмотря на очевидную сложность в управлении и обслуживании, паровая техника доказала свое право на существование.

В следующем, XVIII в., почти через 100 лет после Ньютона, в Англии также пытались построить паровой автомобиль. Знаменитый изобретатель Джеймс Уатт, создавший поршневую паровую машину большой мощности для фабрик и заводов, пытался построить и маленький паровой двигатель для транспорта.

Однако он пришел к выводу, что создать такую машину невозможно. Ученики Уатта потратили на создание автомобиля довольно много времени, пока Уатт не запретил им заниматься этим, как ему казалось, бесполезным делом.

Первым, кому удалось построить большой, а не игрушечный паровой автомобиль, стал Никола Жозеф Кюньо, который с детства увлекался техникой. Так в 1765г. он испытал свой первый автомобиль, который мог перевозить 4-х пассажиров  со скоростью 9 км/ч. Французские генералы заинтересовались повозкой и поручили ему изготовить тягач для перевозки пушек.

И в 1769г. паровик был готов. Это была большая дубовая телега на трех колесах. На ее переднем управляемом и ведущем колесе установили двухцилиндровую паровую машину и котел.Управлять данным паровиком было очень тяжело даже вдвоем, поскольку сама телега весла целую тонну и столько же — запасы воды и топлива. Один раз, паровая телега, либо водитель не успел повернуть и врезался в каменную стену. Котел взорвался.

В 1770г., после нескольких неудачных прототипов и некоторых доработок Кюньо построил еще одну телегу, которая даже сохранилась до наших дней и находится в Музее искусств и ремёсел в Париже.

 Паровая игрушка Мёрдока.

Один и з учеников Уатта, Уильям Мёрдок, не послушался своего учителя и в 1785г. всё же изготовил маленькую длиной не более 50 см опытную модель с паровым двигателем. Свой паровой автомобильчик Мёрдок испытывал по вечерам и ночам на булыжных мостовых, пугая собак и поздних прохожих.

Паровые кареты

Один из первых пассажирских безлошадных экипажей, который уже с полным правом можно назвать автомобилем, сконструировал в 1786 г. англичанин Уильям Саймингтон из Эдинбурга.

Экипаж был трёхколёсным. Впереди сидел водитель. За ним располагался кузов роскошной кареты, а паровая машина находилась в задней части повозки. Четыре или шесть пассажиров, чувствовали себя во время поездки вполне удобно благодаря тому, что кузов кареты подвешивался на кожаных ремнях, смягчающих тряску и удары колёс неровности дороги. Но автомобиль Саймингтона не долго перевозил пассажиров. Он оказался слишком тяжёлым и неповоротливым и не мог ездить на дальние расстояния.

Паровая карета Ричарда Тревитика.

Ричард Тревитик — ещё один ученик Уатта — создал в 1803 г. свой паровой пассажирский экипаж. Паровую машину на нем он подвесил снизу, а сверху установил кузов кареты. Водитель сидел впереди. Сзади на специальной платформе стоял кочегар. От других паровиков экипаж Тревитика отличали огромные задние ведущие колеса.

Паровая карета, построенная Р. Тревитиком в 1803г.

В карете могли удобно разместиться восемь человек. Вход находился спереди, за спиной водителя. Скорость этого автомобиля по тем временам была не малая — до 8 км/ч (скорость бегуна). А под горку карета порой  мчалась просто с «фантастической» быстротой — 16 км/ч.

Паромобиль Бёрсталла и Хилла.

Полноприводной автомобиль — это такой, у которого двигатель вращает не одно, не два, а все колёса. Подобная идея пришла в голову двум шотландским друзьям Бёрсталлу и Хиллу. В 1824 г. они построили паровик со всеми ведущими колёсами.

Расположенная в задней части экипажа паровая машина имела два вертикальных цилиндра и вращала задние колёса. От них при помощи шестерён и вала приводились в движение и передние колёса. Через 100 лет такая передача появится снова, но уже на бензиновых автомобилях.

У паромобиля, созданного Бёрсталлом и Хиллом в 1824г., все колеса были ведущими, что заметно повышало его проходимость.

Шли годы, возникали всё более совершенные паровые пассажирские повозки. Их называли омнибусами или дилижансами. До конца 19 столетия в Европе и на американском континенте было создано очень много паровых карет. Все они были на большое количество мест. А вот 2-ух и 4-ех местные паровики оказались невыгодными.

Даймлер и Бенц.

Девятнадцатое столетие близилось к концу. Уже изобрели аккумуляторную батарею и электродвигатель. Изобретения различных самодвижущихся повозок и экипажей сыпались как из рога изобилия. Но никак не рождался настоящий автомобиль. Нужен был особый мотор — лёгкий и мощный. Паровой двигатель не подходил: он был слишком тяжёлым. Электромотор имел небольшие размеры, но ему требовалось огромное количество увесистых аккумуляторных батарей, и для перевозки груза уже не хватало ни мощности, ни места.

В 1876 году, когда немецкий изобретатель Николаус Август Отто создал совершенно новый двигатель внутреннего сгорания, работающий на газе. Теперь имелось все  для создания настоящей машины. Отличный опыт изготовления рам, кузовов и механизмов для паромобилей уже был, и появление настоящей машины стало лишь делом времени. Не прошло и десяти лет, как в 1885—1886 гг. немцы Карл Бенц и Готлиб Даймлер независимо друг от друга построили первые автомобили с двигателями нового типа — с четырёхтактными бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. C этих образцов и ведётся история современного автомобиля.

Так какими же были первые машины Даймлера и Бенца?

Автомобиль Даймлера 1886г.

  • Длина: около 2.5 м
  • Вес: около 350 кг
  • Количество мест: 4
  • Мощность двигателя: 1 л.с.
  • Скорость: 18 км/ч
Первый в истории автомобиль с бензиновым двигателем Г. Даймлера в 1886г.

Чтобы сделать свой первый автомобиль, Готлиб Даймлер просто взял четырёхместную конную пролётку. На неё он установил изобретённый и созданный им совместно с Вильгельмом Майбахом бензиновый (не газовый!) мотор. Хотя одноцилиндровый двигатель развивал Мощность всего в одну лошадиную силу (1 л. с.), он позволял экипажу двигаться со скоростью до 18 км/ч. Кроме того, мотор располагал довольно большим запасом хода. Словом, по всем показателям пролётка Даймлера значительно опережала паровики.

Автомобиль Бенца 1886г.

Первый К. Бенца, 1886г.

Карл Бенц пошёл своим путём. Изобретатель не пожелал использовать готовые колёсные конные экипажи. В собственной мастерской он изготовил трёхколёсную повозку с большими задними колёсами и маленьким передним. Все колёса имели спицы наподобие велосипедных. Одноцилиндровый двигатель также развивал мощность не более 1 л. с. и располагался сзади горизонтально. Масса автомобиля составляла почти 260 кг, и он мог передвигаться со скоростью до 15 км/ч. В передней части находились двухместное сиденье и рычаг с рукояткой, заменявший в то время рулевое колесо.

«Ролс-Ройс» 1906г.

  • Количество мест: 5
  • Мощность двигателя: 50 л.с.
  • Скорость: 100 км/ч
Сохранившийся до наших дней экземпляр этого легендарного автомобиля наглядно демонстрирует то, за что марка «Ролс Ройс» получила заслуженное признание.

В ноябре 1906 г. английская фирма «Роллс-Ройс» показала на автомобильной выставке в Лондоне свой новый экипаж. На борту его красовалась элегантная табличка с надписью: «Силвер гост» («серебряный призрак»). Такое название машина получила за бесшумный ход, совершенное исполнение и необычный внешний вид. Открытый кузов её изготовили в мастерской «Бэйкер и компания». Первая машина серии «Силвер гост» сохранилась до сих пор и по сей день носит старый государств военный номерной знак АХ-201, завоевывая на ежегодных международных конкурсах всевозможные призы. А ведь этому «Роллс-Ройсу» стукнуло уже 100 лет!

На шасси экипажа были установлены шестицилиндровый двигатель мощностью 50 л. с., который позволял автомобилю развивать скорость свыше 100 км/ч, и почти бесшумная система выпуска отработавших газов — луч шие технические характеристики для того времени. О качестве изготовления автомобиля говорит следующий факт. В конце 1907 г. «Силвер гост», участвуя в Шотландском пробеге на выносливость, более чем вдвое побил мировой рекорд: безостановочно проехал больше 24 000 км (мировой рекорд составлял 11 300 км). После пробега машину разобрали и исследовали каждую её деталь. Износа практически не оказалось! Заменили только комплект шин, а мелкий ремонт обошёлся всего в 28 фунтов стерлингов. Это был настоящий триумф английской фирмы.

Автомобиль Яковлева и Фрезе 1896г.

  • Длина: около 2450 мм
  • Вес: около 300 кг
  • Количество мест: 2
  • Мощность двигателя: 2 л.с.
  • Скорость: 20 км/ч
  • Количество передач: 2

«Форд Т» 1908г.

  • Длина: 3.42 м
  • Вес: 600 кг
  • Количество мест: 4
  • Мощность двигателя: 29 л.с.
  • Скорость: 70 км/ч
Генри Форд у своей знаменитой модели «Т»

1897 г. в США появилась одна из первых автомобильных компаний. Её основал Рэнсом Олдс. В том же, 1897 г. из ворот мастерской Олдса выехал первый автомобиль с бензиновым двигателем. Олдс оказался не только талантливым конструктором, но и отменным управляющим. Он умело организовал непрерывную сборку автомобилей на своём заводе, что позволило ему резко увеличить количество выпускаемых экипажей. Впоследствии другой знаменитый американский автомобилестроитель — Генри Форд перенял у Олдса этот способ сборки машин, получивший название конвейера.

«Форд Т»

Генри Форд — легендарная личность, машины с его именем ездят и сегодня. Их собирают на заводах во многих странах мира. А первый автомобиль Форда «Модель T», появившийся в 1908 г., выпускался очень долго и стал «автомобилем XX века». Американцы ласково называли его «жестянкой Лизи» за простоту и надёжность. За многие годы было произведено 15 млн автомобилей «Форд Т»! Выпустить такое количество машин Форду удалось благодаря применению сборочного конвейера. Конвейер не только помогал собирать большое число автомобилей, но и позволял снизить их цену. В начале XX в. первые автомобили были очень дорогие, а машины, выпущенные Фордом, могли купить даже небогатые люди. В 1909 г. Генри Форд решил выпускать на своих заводах только автомобили одной Модели — «Т». Он отказался от производства дорогих экипажей на заказ и объявил, что все машины, собранные на его предприятии, будут
одинаковыми и как можно более дешёвыми.

«Форд Т» ездит по городу.

В 1909 г. цена автомобиля Г. Форда составляла 950 долларов и было продано почти 20 тыс. экземпляров. Через два года «Форд-Т» стоил уже 780 долларов, а продано было больше 34 тыс. машин. В 1913 г. Генри Форд запустил непрерывную конвейерную сборку, и к концу года его компания производила уже половину всех автомобилей в США. Генри Форд считал, что каждый рабочий на его предприятии должен иметь возможность купить то, что производит. А чтобы автомобиль стал дешевле, нужно выпускать их больше и быстрее. Поэтому все рабочие на заводе Форда были строго распределены по определённым местам и выполняли лишь определённую операцию.
И каждые 10 секунд с фордовского конвейера сходила новенькая машина.

К 1917 г. цена модели «Т» снизилась ещё вдвое и составила всего 350 долларов. В 1923 г. автомобили «Форд Т» заполонили уже не только Америку. В течение первого
года (после запуска конвейера) их выпустили 1О тыс. штук. Со временем модель «Т» начали производить в Великобритании и Германии.


Нравиться? Поделитесь с друзьями!

Какова ваша реакция?

Супер Супер
2
Супер
Ого! Ого!
0
Ого!
Интересно Интересно
2
Интересно
Полезно Полезно
2
Полезно
WTF WTF
0
WTF

Добавить комментарий

avatar
4000
  Подписаться  
Уведомить
Adblock detector